Юрий — сплошной позитив и самый большой оптимист европейского масштаба в сфере гостеприимства и т.д. Всегда ищет рациональное и всегда его находит.
Памятник затопленным кораблям
11 сентября 1854 года между Константиновской и Александровской батареями по приказу главнокомандующего князя А.С. Меньшикова для заграждения входа на рейд затопили семь кораблей: «Сизополь», «Флора», «Уриил», «Три Святителя», «Селафаил», «Силистрия», «Варна». Позже, в феврале 1855 года, от Михайловского форта на Северной стороне до Николаевской батареи на Южной появилась вторая линия мачт, выступающих из воды: моряки затопили еще восемь кораблей.
Предпринятые меры сделали крепость практически неприступной с моря. В ноябре 1854 года для подрыва затопленных кораблей на пароходе «Принц» англичане отправили в Балаклаву секретное оружие – мины и отряд водолазов под командованием сержанта 1-й роты Вильяма Рпея. Как известно, 3(14) ноября 1854 года во время сильнейшего шторма «Принц» вместе с этим оборудованием затонул, и затопленные русские корабли, обреченные в жертву, до конца 349-дневной обороны преграждали доступ кораблям союзников в Севастопольскую бухту.
В 1905 году на месте второй линии затопления кораблей в двадцати пяти метрах от берега установили памятник. Его авторы: скульптор академик А.Г. Адамсон, архитектор В.А. Фельдман и военный инженер О.И. Энберг.
Он возвышается на квадратном (9,2 х
Существует легенда, что его крылья изображают профили адмирала Нахимова и императора Николая І. Что ж, при некотором воображении можно со стороны моря увидеть и профиль адмирала в фуражке, и царя в кавалергардском шлеме. Немного фантазии – и легенда становится исторической былью.
На протяжении многих лет меня волновал один вопрос, на который не было ответа: памятник Затопленным кораблям – название официальное или народной? И вот совсем недавно некоторый свет на эти затянувшиеся размышления пролил документ № 3898 из канцелярии Великого князя Александра Михайловича, подписанный 3 августа 1905 года: «Памятник Затопленным кораблям впредь именовать «Местом заграждения Севастопольского фарватера». Как говорится, комментарии излишни.
Памятник пережил землетрясение 1927 года и взрыв неконтактной донной мины вблизи от него 22 июня 1941 года – было сбито крыло орла, утрачены часть капители и гранитные блоки. В 1951 году Киевские научно-реставрационные мастерские выполнили реставрацию монумента (автор проекта реставрации архитектор А.Л. Шеффер). Ремонтно-восстановительные работы проводились в 1955-1959 годах и в 1989 году. Частично укрепили подводную часть памятника, заделали каверны. Но агрессивная морская среда и время неумолимо наступает на один из исторических символов Севастополя, вошедший в новый герб города (утвержден в 1969 году, проект художников С. Шахунова и Н. Крыловой). Бесследно исчезла бронзовая мачта.
В 2003 году по проекту заслуженного архитектора Украины А.Л. Шеффера проведена реставрация надводной части памятника.