Юрий — сплошной позитив и самый большой оптимист европейского масштаба в сфере гостеприимства и т.д. Всегда ищет рациональное и всегда его находит.
Караимские кенасы
Если вы приехали в Евпаторию, отправились в лабиринт Старого города, нашли улицу Караимскую и попали в караимские кенасы (или в кенаса, как говорят сами караимы), считайте, что вам повезло. Не все местные жители побывали в новых отреставрированных кенасах. До недавнего времени храм караимов находился в плачевном состоянии: мраморные плиты заколочены фанерой, во дворе мусор, и только знаменитый виноград рос, как и сто лет назад, оплетая длинный «коридор», который когда-то вел к дому молитвы. Теперь кенасы стоят как новые, а возле ворот на скамеечке вас поджидает экскурсовод. Как только набирается группа из 8-10 желающих, начинается экскурсия в храм и музей. Кенасы – своеобразный оплот караимской культуры и очень необычное место. Только что вы стояли на старой евпаторийской улочке, с дворами, времянками, стенами из ракушечника – а за воротами кенас как будто начинается другое государство или, во всяком случае, территория иной культуры и веры. Это чувствуется. Там очень чисто и тихо, растут цветы, над головой вьется виноград, а дальше виднеются невысокие домики с окнами цветного стекла: красного, синего, желтого.«Крымские караимы – один из самых малочисленных тюркских народов. В Крыму их проживает несколько сотен, а на Украине – не более тысячи человек. Во всем мире насчитывается около 2000 крымских караимов». Это слова Давида Тирияки, руководителя религиозной общины караимов Евпатории, и я специально привожу их здесь, иначе мы запутаемся. У караимов сложная история (это касается и религии, и языка, и происхождения этого народа), поэтому они настороженно относятся к попыткам журналистов популярно описать их культуру. Караимы – заботливый, добрый народ, у них всегда в почете была благотворительность и образование. Караимов также называют загадочным народом: ученые сходятся во мнении, что народ караимов сформировался в Крыму в 8-12 вв. н.э., но как предки караимов попали в Крым? Предполагают, что караимы – потомки тюркских племен Хазарского Каганата и аборигенного населения Крыма. Своим «родовым гнездом» караимы считают пещерный город Джуфт-Кале, или Чуфут-Кале, под Бахчисараем. Именно оттуда караимские семьи начали расселяться по всей Российской империи. В Крыму караимы жили также в Балаклаве, Судаке, Феодосии, Солхате и ряде деревень. Еще раньше, в 13 веке, караимы попали в Галицию, а в 14 веке несколько сот семей вывез в Литву великий князь Витовт. Известно, что за исключительную преданность караимов князь доверил им охранять свою резиденцию – замок в г. Тракай (в 1998 году в Тракае и Вильнюсе пышно отмечалось 600-летие переселения караимов в Литву). Правда, из-за революции, а затем и гражданской войны многие эмигрировали. До конца 18 века крепость Джуфт-Кале была центром крымских караимов, там была основана первая в Крыму типография. Неподалеку от крепости, в Иосафатовой долине, находится древнейшее караимское кладбище (старое кладбище караимов под Евпаторией, к сожалению, подверглось разграблению, в буквальном смысле слова: вандалов привлекали богатые и красивые мраморные надгробия. Если бы они сохранились так же, как и те, что удалось спасти и поставить во дворе кенас, у нас в городе был бы замечательный некрополь).После присоединения Крыма к России (1783) караимам необходимо было провести грань между своей религией и ортодоксальным иудаизмом в связи с тем, что богослужение у караимов ведется на языке Библии – древнееврейском. Караимская религия почти сразу была признана самостоятельной, и уже в 1795 году Екатерина II освободила народ от двойного налога и разрешила владеть землями. В 1837 году было учреждено Таврическое караимское Духовное Правление. В иерархии Сенат провел полную аналогию с мусульманским духовенством: муфтий — у мусульман, гахам — у караимов. В паспортах с тех пор указывалось: «вероисповедания караимского».Караимы переселяются из древних мест проживания в новые города Крыма (Симферополь, Севастополь), а затем мигрируют в другие города: Москву, Петербург, Харьков, Одессу… В начале 19 века Евпатория неофициально, а в 1837 году законодательно приобретает статус духовного центра караимов России, из Кале сюда переносится резиденция главы Духовного Правления – гахама, строятся школы, реконструируется Малая и строится Большая кенаса, открывается типография, приюты для престарелых и первый бесплатный детский санаторий. В начале 20 века открывается «Караи битиклиги» — караимская национальная билиотека-музей. Число караимов увеличивалось бы и дальше, если бы не Первая мировая война, революция 1917 года, террор и голод. В результате национальной политики советского государства караимы начали утрачивать характерные для них черты, язык и религию.
Во что верят караимы?
Караимизм как религиозная доктрина возник в 8 веке, но корни его уходят в далекое прошлое. Караимы верят в единого Бога и чтят книги Ветхого Завета. Цель караимизма – служение Господу и любовь к ближнему, сбережение библейской чистоты Закона, поэтому караимов часто называют «хранителями Завета». Караимы не считают Талмуд, Новый Завет и Коран священными книгами, полагая, что Ветхий Завет не нуждается в дополнениях и толкованиях. Отсюда и богослужение, которое ведется на библейском (древнееврейском) языке. Караимы не доверяют переводам: чтобы правильно понимать тексты Писания, они изучают древнееврейский. Перед молитвой обязательно омовение рук и ног, для чего во дворике кенаса устроены фонтанчики. В кенаса входят без обуви. Помещения для мужчин и женщин разделены, для женщин существует даже отдельный вход в кенаса, откуда лестница ведет на балкон, забранный деревянной решеткой. Службу в храме ведет газзан (священник) или охувчу (мужчина, которому община доверила проведение обряда). Они читают молитвы поочередно с прихожанами. Это обязывает прихожан сосредоточить свое внимание на богослужении – не отвлекаться на посторонние мысли и постоянно помнить, какая молитва читается. Молитвы у караимов состоят в основном из псалмов. По субботам и в праздники читаются духовные песнопения (земер), сочиненные караимскими поэтами в разные времена. Неучастие в богослужении считается одной из тяжелых религиозных провинностей — оскорблением храма. Главных праздников у караимов три, и все они связаны с земледельческим циклом на широте Святой Земли: Песах (Пасха) приурочен к первой ячменной жатве, Шавуот (Пятидесятница) – к первой жатве пшеницы, Суккот – к осеннему сбору урожая и завершению земледельческого года. Крымские караимы всегда находились в этнорелигиозной изоляции, что отражается в тюркском восприятии библейских заповедей. Тюркские корни — в мотивах религиозных песен, названиях праздников, месяцев, дней недели, в украшении пасхальных опресноков, в женских именах. Караимизма придерживаются не только крымские караимы, но и представители других народов – славяне, арабы, персы, греки, сирийцы.
Караимских кенасы
Кенасы – это целый комплекс, который по своим размерам в точности соответствует размерам двора скинии библейского периода (100 на 50 локтей, т.е. 60 на